Дети наследуют от родителей гены, черты лица, характера, способности, продолжают традиции. Зачастую ребенок принимает решение идти по их стопам в профессии. Так рождаются трудовые династии, яркий пример – семья Ольги Воронцовой из Гомеля.
Врачи по женской линии
У династии Солодкиной-Павленко общий трудовой стаж насчитывает 222 года и объединяет четыре поколения. Есть акушер-гинеколог, хирург, судмедэксперт, кардиолог, стоматолог, невролог и узист – солидный список самых востребованных направлений в медицине. Родоначальницей по праву считается Тамара Солодкина.
– Родилась прабабушка в Жлобине, – рассказывает Ольга Воронцова. – После окончания в 1939 году медицинского факультета Белорусского государственного университета работала врачом по глазным болезням в центральной поликлинике города Ломжа Западной Беларуси. Когда началась война, распределена начальником медицинского отделения в эвакуационный госпиталь № 2074 в поселок Пинюг Кировской области.
Раненые, вспоминала Тамара Лаврентьевна, поступали нескончаемым потоком, только с апреля 1942-го по март 1943-й госпиталь принял более 1650. Но самым сложным было переступить через личные чувства, когда 17 марта 1943-го прибыло больше тысячи раненых военнопленных немцев. Их лечила как своих, потому что клятву Гиппократа давала и считала: это в первую очередь нуждающиеся в помощи люди. Не спала порой сутками, падала с ног от усталости, а страшные картины военных лет долго снились по ночам.
Родоначальница врачебной династии Солодкиной-Павленко Тамара Лаврентьевна в окружении внучек
В мирное время мужа-военнослужащего Петра Павленко перевели в военный городок Зябровку на Гомельщину, а Тамара Лаврентьевна устроилась терапевтом в поликлинику № 2, позже возглавила это учреждение здравоохранения, около 40 лет отдала медицине.
С мужем воспитали Александра, Веру и Евгению. Сын Александр хотя и не связал судьбу с медициной, но его дочь Дарья Мартынова продолжила семейную традицию, работала терапевтом, потом переквалифицировалась в кардиолога. А вот дочери пошли по стопам мамы, окончили Минский государственный мединститут и стали врачами – инфекционистом и стоматологом. Евгения Павленко всю жизнь проработала в гомельской поликлинике № 2, долгие годы была председателем профкома. Ее дочь Елена Наумовская более 20 лет трудилась акушером-гинекологом в поликлинике № 2 и филиале № 4 городской поликлиники, а после института повышения квалификации и переподготовки кадров Госкомитета судебных экспертиз трудится судмедэкспертом. Внучка Анастасия Резникова – детский врач-невролог в областном доме ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики.
Сила единства профессии и семьи
Когда у Веры и Максима родились дочери Оля и Катя, выбор их профессии был предопределен – конечно же, медицина.
– Я десять лет занималась в танцевальном коллективе, были успехи, меня даже в балетную школу хотели забрать, но мама была категорична – нет. Я не противилась, а моя сестра Катя нашла компромисс. Она в школьные годы серьезно увлекалась музыкой, играла на гитаре и пела, грезила Ленинградом, очень нравился город, хотела там учиться и жить. Мама поставила ультиматум – хочешь в Ленинград, поезжай, но только поступай в медицинский. В результате Катя окончила Санкт-Петербургский медуниверситет имени академика И. П. Павлова, прошла ординатуру по пластической хирургии и сегодня живет в городе на Неве, трудится пластическим хирургом. Я же получила высшее образование в Витебском ордена Дружбы народов мединституте. Интернатуру проходила в Гомельской областной клинической больнице, с 1999 года – акушер-гинеколог в Гомельской городской клинической больнице № 1, три года возглавляю отделение гинекологии.
Несмотря на то что Витебск Ольге Максимовне нравился, ее сердце рвалось в родной Гомель с его красивым парком и улицами, благоухающими цветами. Признается, только здесь хотела жить и работать.
– Нас воспитывали в любви к профессии. Наверное, это заложено на подсознательном, генном уровне, знали, что предначертано стать врачами, – считает Ольга Воронцова. – Любовь к профессии началась с прабабушки, это чувство крепло из поколения в поколение. Моя мама, врач-инфекционист Вера Петровна Матусевич, жила медициной. Когда мне исполнился всего год, вышла на работу. Мы с сестрой часто приходили к ней в больницу, а дома из игрушек был набор врача со шприцами и тонометром. Я шла в первый класс в школьном платье, белом переднике, с повязкой с красным крестом на рукаве и сумочкой санитарки.
Когда произошла катастрофа на ЧАЭС, Веру Петровну командировали в Брагинский район, она оказывала медпомощь жителям пострадавших деревень Острогляды, Ясени, Слобода, Савичи – была ликвидатором. Вскоре заболела онкологией. Полная жизни и энергии женщина сгорела буквально на глазах, в 54 года, но осталась в памяти благодарных пациентов.
– Удивительно, как мама умела органично совмещать дом и работу. Была очень чувствительным человеком, чужую боль пропускала через себя, сопереживала каждому пациенту и даже украдкой иногда плакала, – вспоминает собеседница. – Для нее все люди были равны, никогда никому не отказывала в консультации. Не раз соседи даже ночью стучались в двери, просили о помощи, она собиралась и шла в любое время, невзирая на усталость. Для многих пациентов была своим врачом, знала истории болезни всех их домочадцев. Но главным для нее все равно оставалась семья. Мы это чувствовали.
На вопрос, почему судьбу связала с гинекологией, Ольга Максимовна призналась, что это удивительное направление в медицине:
– То, чем занимаюсь, – чудо. Я работаю в отделении, где находятся женщины с отягощенными беременностями, которые не могут выносить ребенка или забеременеть. Сама порой удивляюсь случаям из практики и всегда руководствуюсь принципом дать судьбе шанс. Не передать эмоции и фантастическое чувство, которое переполняет, когда твоя пациентка вынашивает малыша, когда видишь, что ребенок развивается и растет. Это ни с чем несравнимая радость от зарожденной жизни, сохраненной беременности. В такие моменты получаешь удовлетворение от работы. Сегодня очень хорошо понимаю маму. Как и она, приезжаю на работу и в выходной, потому что искренне переживаю за состояние пациенток.
Сколько в Гомеле семей сказали спасибо Ольге Воронцовой, сказать сложно, но Максимов и Оль, названных в честь ее имени-отчества, растет много.
Родные-любимые
Врачи Елена Наумовская, Анастасия Резникова, Ольга Воронцова и Петр Воронцов впитали любовь к профессии с молоком матери
В роду Солодкиных так сложилось, что в медицину идут все по женской линии, но есть и исключения из правил. Например, сын Ольги Воронцовой Петр тоже связал жизнь с самой гуманной профессией. Окончил Витебский ордена Дружбы народов медуниверситет, в Минске три года работал врачом общей практики, мог там остаться, но вернулся в город над Сожем. Сейчас врач ультразвуковой диагностики в Гомельской городской клинической больнице № 1. Женился на Виктории, ассистентке кафедры лучевой диагностики Гомельского медуниверситета. Загадывать не хочется, но есть убежденность, что трудовая династия врачей Солодкиной-Павленко продолжится. Ольга Максимовна будет счастлива услышать заветное: «Хочу стать доктором, как прабабушка, бабушка, тетя и мама с папой».
– На праздники мы всей семьей собираемся вместе. Это традиция, заложенная прабабушкой. В этом крепость и сила семейных уз. Нам всегда есть что обсудить в профессиональной сфере, ведь все медики. Когда была жива бабушка Тамара, для нее самым главным, святым был День Победы. Мы всегда поздравляли ее, дарили красные тюльпаны, – вспоминает Ольга Воронцова. – В календаре праздничных дат особое место занимает День медработников, отмечаем его всегда. Все очень дружим, часто встречаемся, несмотря на расстояния, по телефону консультируемся, если нужен совет по работе. Разговоры во время семейных праздников часто сворачиваются на профессиональную тему. В семье медиков психологически разгрузиться легче. Мы понимаем специфику работы друг друга. В этом вижу плюсы общего дела, которым связаны крепко-накрепко. Хочу поблагодарить маму, что привила любовь к профессии.
Ольга Максимовна убеждена: их большая династия пришла в медицину по велению сердца.