Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Как мы искали любовь в Любови и самых верных людей в поселке Верный Жлобинского района

622 0 16:34 / 06.11.2023
Если судить по названиям, то эта часть Жлобинского района — самый романтичный уголок в стране. Любовь и Верный — два небольших поселка в Пиревичском сельсовете. Здесь нет ничего, кроме россыпи уютных домиков и душевных местных жителей. Мы отправились в топонимическую экспедицию и раскопали целых четыре версии происхождения необычных названий, пишет sb.by.


Алеся и цветы

Командировка в Любовь сразу настраивает на романтичный лад. Погода уже больше не кажется промозглой, наоборот — на влажных листьях по‑осеннему разноцветных деревьев капельки начинают игриво поблескивать, стойкие цветочные кусты превращают поселок в райский сад.

Расположенные в нескольких километрах отсюда Пиревичи, центр сельсовета, — агрогородок роскошный, со своей больницей, Домом культуры и достопримечательностями. Здесь же вы не найдете магазинов и почты, негде поплясать или посмотреть кино, а вот любви, похоже, хватает. Алеся Мея в ней просто купается:


— У меня муж и трое сыновей — в доме всегда есть цветы!

Алеся красоту уважает. Поговорить с нами соглашается, но со смущенной улыбкой предупреждает: недолго, спешит на маникюр. Поселок, может, и небольшой, но ни в каких современных прелестях местные дамы себе не отказывают.

— Мы с мужем специально выбрали Любовь, причем во всех смыслах, — смеется Алеся. — Променяли шумные Пиревичи на этот поселок, потому что тут тихо и хорошо, машины не летают. На прошлом нашем месте жительства благоустроили дорогу, положили асфальт. Оно‑то удобно, но детям на улицу уже не выйти — транспорта много. А здесь вольготно и все что надо привозят — почту, продукты, в школу автобус деток забирает.


Старший сын Алеси Владимир уже взрослый, работает сварщиком и живет в Жлобине. Средний Женя там же учится в колледже. Дома остался шестиклассник Дима.

— Учиться не очень любит, только вот сердиться на него невозможно! — улыбается женщина. — Своей любимой учительнице Валентине Иосифовне и без праздников букеты носит, да и мне постоянно цветы дарит.

Вера, Надежда, Любовь

Алеся по‑хозяйски критично оглядывает владения: многое еще нужно подремонтировать, веранду собираются с мужем новую ставить. Но все это не важно, если вспомнить, как поют в поселке соловьи:

— Может, конечно, название и не играет роли, но это место, где я обрела свою любовь. И стараюсь с этим чувством ко всем вокруг относиться.

Работа у женщины не из простых: она санитарка в Пиревичской больнице.

— Одна бабушка добрая, вторая мусора специально набросает. Иногда они мне маленьких детей напоминают. Но нужно уметь находить к людям подход. Главное — с любовью ко всем относиться! И тогда они говорят: «Хоть бы ты, Алеся, домой не уходила, так хорошо с тобой!»


Слово «любовь» здесь на каждом доме. А вот достоверных сведений о том, откуда взялось такое название, не сохранилось. Алеся вспоминает легенду, которую рассказывали еще ее бабушки:

— Говорят, жил тут когда‑то пан. У него было три дочери — Вера, Надежда и Любовь. И так он их обожал, что назвал их именами три поселка поблизости.

Допустить, что Вера трансформировалась в Верный еще можно. А вот как бедная Надя вдруг превратилась в Никольский, хранители сельских тайн не пояснили. Кстати, Никольский сегодня — это часть Пиревичей.

Поздняя любовь

— Не в пане тут дело, — качает головой вслед уезжающей на велосипеде Алесе старожил поселка Зинаида Трипузова.


Зинаида Афанасьевна в Любови и родилась 84 года назад. Проработала всю жизнь библиотекарем, ее единственная и любимая дочь — журналист, потому в семье привыкли опираться на факты, ну или хотя бы более близкие к реальности предания. Появился поселок где‑то в 1920‑х годах. Доподлинно известно, что в 1929 году жители Любови вступили в колхоз.

— А вот сразу после революции здесь всем желающим наделы давали. Их и называли по именам владельцев, — проводит экскурс в историю Зинаида Афанасьевна. — До сих пор в округе местные знают, что вот это Хамова делянка, Кириллова полянка, а то — Карпикова дача. А за нашим кладбищем — Самодумовка. Может, и Любовь кому‑то принадлежала.

А еще была в народе такая версия. В стремлении построить новое светлое будущее ходили молодые люди по округе, и кто‑то как‑то спросил у местных: «А где у вас тут деревня, полная любви?» Местные запомнили и при случае пристроили наименование. Хотя сама Зинаида Афанасьевна предпочитает другую романтичную развязку. На хуторах молодые жили обособленно, и вот стали народ стягивать в одну большую деревню. Сердца соединялись, родственные души находились, брат строился около брата, а между собой оставляли землю для будущих домов своих детей. В новом общем населенном пункте любви стало хоть отбавляй.

Зинаида Трипузова, кстати, Любовь помнит еще большой шумной деревней:

— В Пиревичах клуб был, но мы туда редко ходили. У нас была большая компания. Собирались окрестными поселками. Придут гармонисты, выбираем хату для гуляний — и веселимся.

Своего мужа Зинаида Афанасьевна встретила поздновато, к тому времени оба были закоренелыми холостяками. С покойным супругом познакомилась, когда он предложил подвезти ее на мотоцикле. На повороте железный конь зарылся в песок. Никто не пострадал, а вот отношения завязались. Да и сейчас романтичный флер ее двор не покидает. Через санитарочку Алесю приветы Зинаиде Афанасьевне повадился передавать бывший коллега — как раз сейчас холостой!

«Любовь — это когда все хорошо»

Живущая чуть дальше по улице многодетная мама Рита Савченко радушно приглашает нас в дом:


— Скрывать не буду — мы любим много работать. Поросята, кролики, огород огромный. Малина своя, клубника, картошки целая плантация. Арбузов своих 70 штук сняли: красные, желтые. В этом году даже арахис попробовала посадить — получилось! Розы ращу, туи за окном сама вырастила.

Это, может, и было бы обычной сельской задачей, если бы параллельно с домашним хозяйством, нелегкими функциями соцработника Рита к 43 годам не стала матерью пятерых детей. Старшая Диана уже замужем, а младшему Егору скоро год. Рита из многодетной семьи, у мамы семеро дочерей и сыновей.

— Но я к такой цифре не стремлюсь! — смеется Рита. — Меня и пятеро вполне радуют. Наша семья и так составляет треть поселка.

Муж Сергей для Риты был первой любовью. Вот только судьба их развела. Она успела стать дважды мамой и бывшей женой другому, прежде чем переехала из Пиревичей за своим счастьем в Любовь.

— Мне очень повезло с семьей, — улыбается Рита. — Дети все разные, но очень интересные. Старшие любят младших, работаем по хозяйству всегда сообща. Артему 18 лет, сегодня приедет из колледжа — с дровами поможет. Даша в первом классе, она вся в меня: «Я огород полоть пойду!» Лук вязать помогала, у нее даже свои персональные грабельки имеются. 12‑летний Ваня — олимпиадник, успевает еще и в музыкальной школе себя проявить. Много репетирует, иногда кажется, что клавиши задымятся! Мы купили ему электронное пианино, занимается в наушниках, народу‑то дома много.

Работать вместе одной большой семьей Рита и Сергей детей приучали с самых первых лет. Сгребать листву — сообща. Артем дрова колет, Ваня складывает. Вместе убирают, вместе сеют, вместе готовят. У рассказывающей про свою семью многодетной мамы Риты Савченко теплым домашним вдохновенным светом горят глаза. Перед тем как покинуть романтичный поселок, задаю главный вопрос:

— Что же такое любовь?

Рита улыбается:

— Любовь — это когда у твоей семьи все хорошо. Когда ты сделал так, чтобы у твоих близких было все необходимое, чтобы они знали, что их ценят и уважают. Так же и с любовью к поселку, району, стране. Поработай с отдачей, посади розы возле дома, не мусори на улице, не делай никому плохого — вот в этом любовь к жизни.

От Любови до Верного один шаг

Покидаем Любовь и отправляемся в расположенный рядом поселок Верный. Верными ему остались всего два постоянных жителя. Клавдия и Юрий Стальченко живут у примечательного дома с пограничным столбом — в этих войсках Юрий Дмитриевич когда‑то служил. Он родился в Верном и всю жизнь остается его преданным жителем. Никогда не изменял и работе — трудился на железной дороге. В Клавдию Михайловну когда‑то влюбился с первого взгляда, она его дождалась из армии и рядом уже больше сорока лет.


— Тут все всегда были верными, — улыбается Юрий Дмитриевич. — И семье, и Родине. В войну многие местные жители подались в партизаны, оккупанты в отместку сожгли поселок.

Верность хранят супруги и братской могиле жертв фашизма на восточной окраине поселка, заботятся о ней по мере сил. А не так давно прокуратура Жлобинского района выявила ранее неизвестное захоронение местных жителей — взрослого и двоих детей...

Клавдия Михайловна достает заботливо сохраненный еще от мамы и свекрови архив. На маленьких фотокарточках — их с мужем отцы, защищавшие Родину. Чем конкретно отличился Дмитрий Петрович, доподлинно неизвестно, многие документы до сих пор остаются засекреченными. А отец Клавдии Михайловны Михаил Зайцев, чтобы попасть на фронт, даже приписал себе год!


С такой же верности и преданности делу начинался и сам поселок, по легенде, услышанной когда‑то Юрием Дмитриевичем:

— Жил то ли обходчик, то ли лесник панский. Очень преданный делу, надежный. Верным поселок и назвали.

Клавдия Михайловна с улыбкой добавляет:

— Теперь это наша роль! Мы смотрим за поселком и никуда уезжать не планируем. Трое детей и 11 внуков постоянно приезжают к нам. У нас тут огород, живность, пчел завели. Тихо? Так это прекрасно! Никто не мешает, не тарахтит над ухом, только дачники на лето приезжают. А сколько живности мы тут встречаем: олень приходил недавно, рысь видели, зайцы вообще толпами бегают. А нам за местностью следить надо, за порядком, чтобы следов чужих не было, по домам никто не лазил. Мы верные «пограничники»!

Любители пасторалей, объединяйтесь!

В Беларуси 23 тысячи деревень и поселков

По последним данным Национального статистического комитета, всего в стране 115 городов и 85 поселков городского типа. Сельских же населенных пунктов несоизмеримо больше — 23 008. А вот количество проживающих в деревнях и поселках строится по обратной пропорции. Сегодня более трех четвертей белорусов — горожане. В сельской местности живет чуть меньше 22 процентов людей. Так что желающим любоваться пасторальными пейзажами места хватит!


Общество


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать