Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Творец берет меня за шиворот и подтягивает к инструменту. Гостем «Правда Радио» стал музыкант-виртуоз Валерий Дидюля

840 0 14:13 / 09.01.2024
Композитор, аранжировщик и продюсер, лидер группы «ДиДюЛя» рассказал радиоведущей Алене Чепленко о 35 гитарах, медитации перед концертами и эмоции в музыке.

DSC03150_result.jpg

– Валерий, с приездом!

– Спасибо. Очень рад быть на Родине, в Беларуси, испытываю приятное волнение (музыкант выступил в Гомеле 11 нояб­ря 2023 годаприм. автора). Со всей командой – музыкантами, художниками по свету, специалистами по звуку – привез яркий нарядный концерт. Наше шоу – это праздник без единого слова, в котором все говорят на языке музыки и тех откровений, которыми готовы поделиться со слушателями.

– Кстати, о яркости. Ваша афиша минималистичная, но очень яркая, желтая и притягивает к себе внимание. Есть в этом какой-то маркетинговый ход?
 
– Желтый и оранжевый – цвета созидания и возрождения. Наша афиша сделана дизайнерами, но созвучна с внутренним состоянием моим и группы. Мы гастролируем с радостью и большим желанием делиться, быть в служении. С этими же чувствами создаем музыку. Музыка – удивительный божественный язык. И мы верим в ее исцеляющую суть.
 
– Читала, что ваши треки обладают психотерапевтическим действием. Есть этому подтверждение и как они действуют на вас?

– Красивая мелодия способна человека со дна психологического поднять. Врачи-психотерапевты давно стали использовать наши композиции. Я обратил на это внимание, пошел с ними на контакт, завязалось общение. А потом более глубокое психологическое исследование делали физики и пришли к удивительным результатам. Но, если честно, я не люблю говорить про этот аспект музыки. Думаю, зритель сам разберется, каким образом она воздействует.
 
– Мне кажется, что разные треки имеют разное воздействие. Одни успокаивают, другие радуют…

– Да, композиций много написано, альбомов – более 13. Но красной нитью через творчество идет мелодия. Душевная, связанная с тем или иным периодом жизни. Мелодия, которая вдохновляет, побуждает, призывает. Лучшие мелодии плюс новая музыка входят в концерт. Почти два часа идет действо, в котором все композиции взаимосвязаны. Концерт – это путешествие по разным континентам, мирам, галактикам, историческим эпохам, внутренним состояниям. Точно знаю, что после концерта слушатели меняются. Так же меняемся и мы, музыканты. И с большим волнением приезжаем в города. Сейчас это белорусские Гомель и Минск.

– А родной Гродно? Мне кажется, он скучает по вашей музыке.

– Скучает. Пока приехать не получается, но я живу надеждой, что у нас будет большой тур по городам Беларуси и я выступлю в родном городе. Есть отличный зал Гродненской филармонии, встреча с земляками должна состояться.
 
– Сказали, что включили в программу лучшие композиции. А сколько их у вас?

– Более двухсот. С конца 90-х я нахожусь в удивительном потоке музыкальном, продюсерском, композиторском. При этом на пути создания музыки чувствую себя учеником. Ищу новые технологии, приемы, инструменты, тембры.
 
– Что главное в музыке, по вашему мнению?
 
– Эмоция. Музыка должна ее рождать. Если при прослушивании получаем отклик – волнение, мороз по коже, начинаем вспоминать детство, родных, близких, то музыка создана не зря. Неважно, песня это, композиция оркестровая или электронная. Если отклика нет, то все впустую, автор зря писал, а артист исполнял. Музыка должна вызывать эмоцию и из эмоции появляться. Скажу так: когда музыка рождается в сердце, то в него и попадает. Это мое твердое убеждение.
 
– Звучит красиво: от сердца к сердцу. В чем магия ваших композиций? В них нет слов, но держите внимание зрителей на протяжении почти двух часов.
 
– Мне негоже отвечать на этот вопрос. Пусть зрители говорят. Конечно, я читаю комментарии, но ровно отношусь и к хвальбе, и к критике. Все делю пополам. Моя задача идти по пути музыки, а уже обсуждать, анализировать – задача зрителей. Они должны сказать, почему отложили дела, оделись нарядно, пришли в концертный зал. Наши зрители уникальные люди, которые нашли в наших мелодиях откровение для себя. Время, которое проводим вместе, проходит не зря. У многих после концерта меняется мироощущение. А дети, которые присутствуют в зале, говорят: «Папа, мама, купите мне гитару, барабан, флейту, дудочку».
 
– Как бы сами определили музыкальный жанр, в котором работаете?
 
– Думаю, что это саундтрек сегодняшнего дня. Живу здесь и сейчас, но ощущаю разные эпохи, культурные, музыкальные слои и, конечно же, отображаю это в творчестве. В нем пересекаются разные стили: и электроника, и элементы рока, фолка, акустики, балладной музыки, испанской, латиноамериканской, фламенко. Я достаточно космополитично подхожу к написанию музыки, к выстраиванию концерта, компиляции альбомов, синглов. Мир очень разнообразный, позволяет экспериментировать и пробовать.
 
– Вы много гастролируете, путешествуете, и в ваших композициях слышатся ноты разных стран. А как звучит Беларусь?
 
– Спокойно, достойно, с чувством гордости. Беларусь находится в центре Европы, здесь удивительным образом переплелись многие культуры: славянская, украинская, русская, еврейская, европейская, скандинавская. Беларусь пережила много войн, исторических эпох. Это все отразилось на музыке. Она самодостаточная, с внутренним стержнем. Я так ощущаю. И мне приятно быть белорусским музыкантом, музыку которого знают по всему земному шару. Это высокая миссия и ответственная работа.
 
– Следить за вашими руками, когда играете, – удовольствие…
 
– Руки живут своей жизнью, логика в такие моменты отключается. Вообще музыка не спрашивает. Она тянет в студию, к инструменту, это независимый процесс, он идет свыше. Иногда кажется, что Создатель, Творец берет меня аккуратненько за шиворот и подтягивает к инструменту, к сцене, а я повинуюсь и ощущаю себя счастливым, когда рядом есть внимательно слушающий человек, зритель. Уметь слышать – великий дар и талант.
 
– Столько инструментов су­ще­ствует, но вы выбрали именно гитару. Почему?
 
– На гитаре удобно сочинять музыку, ее легко взять с собой ку­да угодно. Вышел во двор – и тебя тут же ребята, девчата окружили. Гитара – мобильный, компактный инструмент. И очень универсальный. Может быть акустическая и электро. К тому же гитара очень удобна при сочинении музыки, лучшего для себя инструмента не нашел. Хотя люблю и перкуссию, и клавишные, и синтезаторы. Все это есть на концертах. Но для меня главной является гитара. С собой привез пять.
 
– Наши слушатели прислали для вас много вопросов, в том числе про гитары. Расскажите о самой необычной.
 
– Чаще всего рассказываю про восемнадцатиструнную. Удивительная, редчайшая, таких инструментов в мире единицы. Случайно увидел эту гитару, купил и очаровался тембром. Даже сняли ролик про нее, в ютубе на моем канале можно увидеть. Восемнадцатиструнная гитара – ярчайший инструмент в моей коллекции. Вообще в ней около 35 гитар. Гитары – моя слабость. Здорово, что не музейные экспонаты, а реально действующие. Все используются в студии, на концертах.
 
– Еще один вопрос о вашей музыке. Была ли она использована в кино?
 
– Мою музыку в кино часто используют. Один из ярких примеров – Алексей Балабанов. Фильм «Кочегар» почти весь построен на нашей музыке. Потом были фильмы Алексея Колмогорова, BBC. Был еще большой сериал «Жаркий лед». Не помню всех фильмов, спектаклей, спорт­сменов, которые использовали нашу музыку. Но это здорово, что она украшает мир, помогает спортсменам завоевывать золотые, серебряные и бронзовые медали. Это и гимнастика, и фигурное катание.
 
– Есть особенные ритуалы перед записью новых композиций или подготовкой к концерту?
 
– Перед концертом – грамотный распорядок дня. Нужно выспаться, ограничить себя в еде, внутренне собраться. Это может быть медитация, успокоение, молитва, конечно. Не лишним будет себе десять раз задать вопрос: «Зачем я этим занимаюсь, зачем выхожу на сцену?» Нужно сознательно проживать эти моменты при подготовке к концерту. А вот при сочинении и записи музыки все наоборот. Это очень спонтанно порой происходит. Идея может опуститься внезапно, в любое время суток. Могу ее подхватить на диктофон, потом поехать в студию, собрать команду. Иногда дома могу что-то набросать. Вообще творческий про­цесс очень интересный. Главное, все время быть готовым к тому, что может прийти озарение, мысль, идея. А бывает, просто заставляю себя, говорю: «Так, Дидюля, садись, у тебя есть тридцать минут набросать идею и материализовать ее в композицию». Случается, это срабатывает.
 
– Еще вопрос от слушательницы. Какой совет дадите начинающему музыканту?
 
– Быть собой, не копировать никого. Мы все разные, индивидуальные, и важно эту индивидуальность передавать. Не идти на поводу ни у людей, ни у трендов. Передавать свое мироощущение через музыку. Мы все по-разному смотрим на жизнь и мир. У каждого свой глазомер, опыт, наслушанность, свои знания. Через них нужно транслировать музыку, которую хочешь играть. Это ценно для молодого музыканта.
 
– Что пожелаете слушателям «Правда Радио» и читателям «Гомельскай праўды»?
 
– Хорошей музыки и интересных открытий! 
Фото Ивана Кузменкова
Культура


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать