Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Юлия Прашкович :

Когда школа – зона конфликта. В Калинковичах достиг кульминации многолетний конфликт между учительницей и ученицей

Добавлено 27.03.2020 27317 0
Родственники учительницы физики одной из калинковичских школ обратились в редакцию «Гомельскай праўды» за помощью в разрешении сложной ситуации. Журналист областной газеты попыталась разобраться в этой истории, выслушав все стороны. 

девочка переживает
Устали от сложной ситуации обе стороны конфликта. Но поставить точку в некрасивой истории пока не получается. Фото из интернета носит иллюстративный характер 

«Могла подбежать сзади, дернуть за волосы, плюнуть» 

Что стало первопричиной ссоры, сейчас уже никто и не вспомнит. У каждого участника конфликта на этот счет своя версия. Однако по каким-то необъяснимым причинам в громкой истории, которая длится уже несколько лет, не удается поставить точку: один эпизод местечкового блокбастера сменяется другим, не менее острым, и эскалация конфликта продолжается. 

Ольга преподает физику. Учила основам предмета класс, в который после перехода в эту школу и была зачислена Ангелина (имена по этическим соображениям изменены). Тогда это был
6 «А». В прежнем учебном заведении у девочки отношения с коллективом не сложились. Предполагалось, что новое окружение изменит ситуацию, но вышло по-другому. В 6 «А» классе учились так называемые сильные дети: высокие оценки, хорошее поведение. Мелкие конфликты между Ангелиной и одноклассниками стали возникать сразу же. Дальше – больше. Объектами провокаций подростка стали учителя, другие работники школы. Заместитель директора по учебной работе рассказывает, что за годы учебы в школе у Ангелины не осталось ни одного человека, который бы не знал о ее выходках, а порой и не пострадал от них. 

В какое-то время в поле зрения девочки попала и Ольга. По какой причине внимание подростка сосредоточилось именно на учительнице физики, непонятно. В школе убеждены, что причин для этого не было. У педагога в учебном заведении отличная репутация. Тем не менее Ангелина начала открыто выражать недовольство. То, по ее мнению, заниженной оценкой, тем, что «училка» что-то не то сказала, как-то не так посмотрела. Ольга отмечает: 

– Чего только она не делала! Еще в шестом классе создавала страницы в интернете, на которых размещала порочащую меня информацию, говорила гадости в мой адрес. Могла подбежать сзади и дернуть за волосы, толкнуть, плюнуть. Не раз разговаривали с ее мамой, проводили воспитательные беседы и с дочкой. С девочкой не единожды работал психолог, собиралась комиссия по делам несовершеннолетних. Если другие родители извинялись за непослушание своих отпрысков, мама Ангелины всегда защищала дочь. Может быть, безнаказанность, вседозволенность и сыграли злую шутку с девочкой? Я не знаю. Но ее семья всегда и во всем обвиняла учителей. Даже не представляла, что ее нелюбовь ко мне может зайти так далеко. 

Серьезность ситуации Ольга однажды очень хорошо почувствовала. В прямом смысле: девочка ударила учительницу по ноге. Тогда руководство школы и предложило перевести ребенка в другое учебное заведение. За перевод выступили и сами дети, собрав подписи под заявлением: «Мы, учащиеся 8 «А» класса, просим перевести в другой класс Ангелину П. Нам не нравится, как она ведет себя по отношению к нам. Сейчас в классе очень напряженная обстановка, которая мешает нам учиться». 

Комиссия по делам несовершеннолетних Калинковичского рай­исполкома приняла постановление о наложении административного взыскания. Согласно документу, Ангелина, находясь в столовой школы, из-за неприязненных отношений ударила ногой учителя школы Ольгу В., чем причинила ей легкие телесные повреждения. Своими действиями учащаяся совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Девочку признали виновной в совершении правонарушения и наложили на нее административное взыскание в виде предупреждения. 

Рублем наказывали мать Ангелины. Штраф в пять базовых величин был назначен по статье 9.2 «Клевета», так как малолетняя намеренно распространяла информацию, порочащую честь учителя. 

В выписках из протоколов и постановлений можно найти много шокирующих фактов. Вот только один из них: «1 сентября 2019 года около 21.15 несовершеннолетняя Ангелина П. ввиду сложившихся неприязненных отношений бросала вазоны с цветами во входную дверь квартиры учительницы». 

После перевода Ангелины в другое учебное заведение в конфликте можно было бы поставить точку, ведь теперь у девочки другие учителя, а у Ольги – свои заботы и волнения. Но не сложилось. Город маленький, и часто приходится встречаться даже на улице. А уж тем более, когда школьница сама ищет встречи. В этом убеждена учительница физики: Ангелина до сих пор не оставляет женщину в покое. Провоцирует на конфликт, караулит у дома. Теперь переключилась и на пожилую женщину – маму Ольги. Учительница говорит: 

– Мне хочется только одного: чтобы нашу семью оставили в покое! Тем более мою маму, которая проработала всю жизнь педагогом, и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, вынуждена терпеть нападки агрессивного подростка. Я очень устала от всей этой истории. 

Учитель: «Семья школьницы всегда и во всем обвиняла педагогов. 
Даже не представляла, что ее нелюбовь ко мне может зайти так далеко»

«Боюсь за свою дочь»


Голос Елены, мамы Ольги, дрожит. То и дело в нашем разговоре приходится делать паузу. По-другому не получается – переполняют эмоции: 

– Я знала о конфликте моей дочери с Ангелиной. Но сама с девочкой столкнулась только весной 2018 года. В тот день возвращалась домой, в своем подъезде на лестничной площадке увидела группу подростков. На улице было холодно, я по­думала, что ребята зашли погреться. Не придала этому значение. Вечером ситуация повторилась. Школьники вели себя шумно, вызывающе, я сделала замечание, предложив им уйти. Среди детей была и Ангелина. Она стала меня оскорблять. Ситуация повторялась с завидным постоянством. Город маленький, и когда мы встречались с девочкой на улице, в мой адрес лились страшные ругательства. Однажды Ангелина позвонила мне по телефону с угрозами. Не раз я обращалась в милицию, писала заявления. В последний раз встречное заявление подала и мама девочки. В итоге меня оштрафовали по административной статье за оскорб­ление. Для меня это был шок! С решением суда я не согласна, потому подала жалобу в областной суд. 

Соседи в ее доме в курсе затяжного конфликта пенсионерки с подростком. Многие жители подъезда не раз становились свидетелями выходок школьников. О Елене в доме отзываются положительно. Она никогда не участвовала в конфликтах, всегда старалась жить в мире с окружающими людьми. Переживает, что «на старости лет» вынуждена беспокоиться за собственное здоровье, а также за благополучие дочери, в адрес которой регулярно поступают угрозы от малолетней жительницы Калинковичей. 

«При встрече оскорбляет, снимает моего ребенка на телефон» 

Мама девочки, Ирина, категорически не согласна с тем, что конфликт провоцирует ее дочь, и отвергает все выдвинутые против ребенка обвинения:

– Это клевета. Меня возмущает поведение учителя. С кем она воюет? С ребенком 16 лет! В начале конфликта моя девочка училась только в шестом классе. Согласитесь, это очень странно. Даже если дочь позволила себе бурно выразить эмоции, учитель должен был отреагировать по-другому. 

Ирина говорит, что началось все с одного разговора. Якобы учительница со своей ученицей возвращалась домой из школы, беседовала. По словам мамы, педагог разоткровенничалась. Факты личной жизни учительницы девочка держать в тайне не стала, и вскоре о некоторых особенностях этого разговора узнали другие ученики, которые сделали эту информацию достоянием социальных сетей. Публика там порой собирается циничная, потому историю педагога подхватили, кое-где переврали. И понеслось. Неприятно, конечно. 

Родителей детей, причастных к распространению недостоверной информации, вызвали в школу. И тогда, рассказывает Ирина, Ольга в присутствии коллег сказала: «Я сделаю всё для того, чтобы этот ребенок не учился в нашей школе!» Девочка из школы уходить не хотела. И, возможно, перевод в другое учреждение образования стал для ребенка причиной самой большой обиды на взрослых. Мама Ангелины продолжает: 

– После этого учительница стала цепляться к моей дочери даже по мелочам. Со мной на контакт не выходила, пока я однажды сама не пришла в школу. Потребовала директора разобраться. Но все конф­ликтные ситуации переворачивали против нас. Так, например, мою дочь обвинили в том, что она якобы ударила учительницу по ноге. Свидетелем оказался единственный ребенок, который почему-то подтвердил сложившуюся ситуацию только на следующий день. Так действует педагог: провоцирует дочь на конф­ликт, придумывает историю, а через несколько дней, по моему мнению, подговаривает свидетелей. Ребенка все-таки выгнали из школы. Поставили ультиматум прямо в кабинете директора: если я не переведу дочь в другую школу и не соглашусь на их условия, моего ребенка определят в спецшколу. Дали время подумать. Представители отдела образования обещали мне, что ребенок перейдет в другое учебное заведение только на время, а потом сможет вернуться в прежнюю школу. Но как только я подписала документы, все забыли свои обещания. Более того, моей дочери стали говорить, что это я, ее мама, приняла решение о переводе. Считаю, что из-за прихоти одного учителя в настоящее время у моего ребенка сломана психика, девочка страдает, хочет вернуться в прежнюю школу. Я ее не оправдываю, нет. Порой и она бывает грубой и резкой. Но разве не учитель должен найти подход к ребенку? Разве не взрослый человек должен показывать пример? Например, как избегать конфликта, как идти на примирение, правильно вести себя в подобных ситуациях? 

Я хочу, чтобы моего ребенка оставили в покое. Чтобы все виновные в травле дочери понесли наказание. 

Мама девочки: «Учитель сделала всё, чтобы дочь выгнали из школы. 
Но разве не взрослый человек должен показывать пример ребенку?» 

Выход из подобных ситуаций – школьные службы медиации

Начальник отдела образования Калинковичского райисполкома Инна Губар убеждена в том, что примирить стороны вряд ли получится без желания самих участников ссоры: 

– Я лично работала с девочкой на протяжении довольно длительного времени. Уверена: во всяком конфликте виноваты двое, поэтому педагога не оправдываю. Бесспорно, девочка проявляет большую неприязнь к учителю, всячески провоцирует. Но, скорее всего, на определенном этапе и педагогу не хватило профессиональных знаний для того, чтобы правильно себя вести с подростком, сдержанно реагировать на ее провокационные выпады. Когда мы поняли, что в одном учебном заведении оба участника конфликта вряд ли смогут мирно жить, предложили маме перевести девочку в другую школу. По окончании девяти классов Ангелина поступила в среднее специальное учебное заведение. Но до сих пор не справилась с чувством ненависти, которое не позволяет ей жить спокойно, развиваться, думать об учебе. У нее над всеми другими чувствами преобладает желание отомстить, сделать подлость учителю. Хотя психологическая служба до сих пор работает с Ангелиной. 

– Мы неоднократно объясняли девочке, что она уже достаточно взрослая и несет ответственность за свои поступки. Стоит отметить, что от семьи также многое зависит, а именно, в какой-то момент родители упустили ребенка. Отсутствие наказаний за проступки усугубило ситуацию. Девочка очень ловко манипулирует взрослыми. Но в любом случае она – несовершеннолетняя, и во всех ее проблемах, прежде всего, виноваты мы, взрослые. 

Руководитель говорит, что в данной ситуации многое зависит от человеческого фактора. Силой примирить стороны не удастся. Да и за стол переговоров не имеет смысла садиться, если участники конфликта не готовы идти на уступки. Инна Губар подчеркивает: 

– Сейчас мы много говорим о школьных службах медиации. Думаю, что именно они помогут еще на начальном уровне пресекать подобные конфликты. В нынешнем году немало педагогов района прошли обучение на курсах школьных медиаторов. Сейчас создаем эти службы в каждом учебном заведении. Начинаем с городских школ, постепенно перейдем в сельские. Надеюсь, что полученные знания помогут нашим учителям не доводить ситуацию до таких крайностей.

Малолетний возраст не освобождает от ответственности 

Своим видением проблемной ситуации с нами поделилась и заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Калинковичского райисполкома Светлана Гогоша:

– У нас неоднократно рассматривались материалы в отношении этого подростка. Девочка эмоционально несдержанная, позволяла грубые выражения в адрес педагога. После непрекращающихся оскорблений в свой адрес, чтобы защитить себя, учительница стала писать заявления в милицию. По этим заявлениям РОВД проводил проверку, так как в случае установления вины подростка к нам приходит соответствующий материал. Мы уже рассмотрели несколько таких материалов в отношении этой девочки. Обсуждали проблему со всеми участниками. Со временем конфликт вышел за пределы школы, стал рассматриваться инспекцией по делам несовершеннолетних, а также нашей комиссией. Вопрос поднимался и на уровне начальника отдела образования, заместителя председателя райисполкома. Конфликт затухал, а потом разгорался снова. Главная причина обиды ребенка в том, что она хочет вернуться в школу. По этому поводу мы провели совещание, на котором снова обсудили проблему. Перевод девочки в старую школу означает усиление конфликта, и это факт. Именно поэтому отдел образования предложил на выбор две другие школы, которые находятся недалеко от ее дома. Но Ангелина не захотела их посещать. В итоге она продолжает получать профессионально-техническое образование. 

Стоит отметить, что семья проживает в новой благоустроенной квартире, у ребенка есть все необходимое и даже более. Мама выполняет свои родительские обязанности должным образом, реагирует на каждое наше обращение, контролирует посещение дочерью учебных занятий. Я не могу ответить, в чем причина агрессивного поведения девочки. Возможно, такие «шутки» с нашими детьми играет слепая материнская любовь… 

Наверное, сейчас самое время подчеркнуть, что ответственность за свои поступки несут в том числе и несовершеннолетние. Например, в Калинковичском районе один ребенок в этом году уже направлен в учреждение закрытого типа. Комиссия по делам несовершеннолетних готовит документы для направления в такое учреждение еще одного подростка. 

Решение о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение может быть принято в том случае, если в течение года подросток трижды совершил деяния, содержащие признаки серьезных административных правонарушений, и после вынесения ему официального предупреждения вновь совершил одно из нарушений, либо в отношении его вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности. К слову, у Ангелины в текущем году уже два действующих административных правонарушения...

P.S. Когда этот материал был готов к печати, конфликт разгорелся с новой силой. Очередная стычка в магазине города привела к новой волне разбирательств. Как помочь учительнице, ее пожилой маме, которые страдают от агрессивных выходок подростка, и уберечь 16-летнюю девочку от незавидной судьбы нарушительницы закона? Каким образом оказать поддержку маме, у которой не получилось воспитать добрую и послушную девочку? Кто виноват и что делать? Вопросы пока так и не разрешились. 



КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА      Поддержать авторитет учителя

По словам заведующей отделом по основной деятельности, педагога-психолога Мозырского районного социально-педагогического центра Виктории Гульчик, конфликты существуют, потому что присутствуют различия между людьми и при этом отсутствует желание учитывать этот факт. В таких ситуациях обычно внимание направлено на сам процесс или результат, но при этом выпадает из поля зрения самое главное – отношения. Виктория отмечает, что система учитель – ученик – родитель состоит из трех взаимодействующих звеньев и направлена в первую очередь на помощь ребенку. Такие подводные течения, как разбирательства, споры, травля, сплетни, отвлекают, создают избыточное давление, отбирают силы, вихрем закручивают волны эмоционального перенапряжения и срывов. 

На взгляд психолога, главной причиной возникновения конфликтов в школьной среде является нарушение границ со стороны учителей, родителей, детей. 

Не секрет, что в последнее время пошатнулся авторитет педагога в родительской среде. Дети это чувствуют, а многие принимают как императив «к действию»: игнорируют требования учителей, мешают вести урок, распространяют сплетни, обсуждают личную жизнь. Родителям важно понять, что недовольства, которые есть у них по отношению к учителям, не должны быть услышаны и восприняты детьми. Подрыв доверия к педагогу и его авторитета недопустимы. Настрой детей на позитив, поиск положительных сторон в каждом событии, поддержка авторитета учителей и подчеркивание значимости учебы для дальнейшей жизни – главные ориентиры родителя в системе взаимодействия. 

0 Обсуждение Комментировать