Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Объем производства увеличился вдвое: за время санации Мозырский авторемонтный завод полностью восстановил свое финансовое положение

7213 0 10:57 / 19.01.2024
На Гомельщине в начале прошлого года 17 убыточных предприятий проходили процедуру санации – финансового оздоровления. Уже к концу 2023-го у некоторых была полностью восстановлена платежеспособность. Одно из них – Мозырский авторемонтный завод. «Гомельская праўда» узнала, какой путь проделало предприятие, чтобы снова встать на ноги.

Сверловщик Максим Полын более 10 лет работает на производстве 

Защитить, помочь, сохранить

– На территории нашего региона активная фаза проведения процедуры санации началась семь лет назад. В то время было достаточно предприятий в так называемой финансовой яме. Ликвидировать их не составляло никакого труда – непродолжительное время, и всё, – подчерк­нула председатель экономического суда Гомельской области Наталья Сарнавская. – Но этого нельзя было допустить: даже самое убыточное предприятие, если оно имеет минимальный шанс на восстановление, достойно того, чтобы остаться на плаву. Ведь производства обеспечивают людей рабочими местами, зарплатой, вносят средства в бюджет страны, а в некоторых случаях являются градообразующими. Наша главная цель была и остается в том, чтобы защитить, помочь и сохранить в стране важные востребованные предприятия. И то, что они восстанавливают свои финансовые показатели, подтверждает правильность нашего решения.

Председатель экономического суда Гомельской области Наталья Сарнавская

Наработанная практика проведения процедуры санации показала, что стратегия, выбранная экономическим судом, оказалась весьма эффективной. Главная ее составляющая – командная работа. Финансовым оздоровлением занимается не только предприятие, управляющий, но и исполнительная власть, кредиторы. Разрабатываемые бизнес-стратегии детально обсуждаются сторонами, что позволяет найти способы заработать и препятствует необдуманным действиям, например, делению производства на части и затем их продаже.

– Важно, чтобы работа по оздоровлению начиналась сразу. Не нужно давать себе времени на раскачку, иначе можно упустить возможность перестроить производство под выпуск востребованной экономикой продукции, – подчеркнула Наталья Николаевна.

Говорят цифры

Мозырский авторемонтный завод почувствовал приближение банкротства в 2015 году. Объемы производства уменьшались, затраты оставались по-прежнему высокими, кредиты множились, задолженности перед поставщиками и подрядчиками росли, налоговые отчисления в бюджет не поступали, зарплата сотрудникам задерживалась. Общая сумма требований кредиторов составляла более двух миллионов белорусских рублей, 650 тысяч российских рублей, 100 тысяч долларов США и 125 тысяч евро.

Слесарь-инструментальщик Александр Гладков за станками с 1991 года

– Нельзя было позволить закрыться предприятию, которое сегодня в основном производит важные комплектующие для предприятий агропромышленного комплекса (69% от общего объема производства завода). К тому же в то время оно заключило долгосрочные контракты на изготовление продукции, в штате работали высококвалифицированные сотрудники, имелись оборудование и материалы, позволяющие выполнять заказы таких гигантов, как Минский тракторный завод, «Белнефтехим», «Беларуськалий», «Гомсельмаш» и других. Поэтому было решено открыть процедуру санации, чтобы дать им паузу в выплате долгов и позволить спокойно работать и развиваться, – продолжила председатель экономического суда Гомельской области.

Для восстановления платежеспособности Мозырскому АРЗ полагалось выйти на новые рынки сбыта, освоить выпуск новых видов продукции, востребованной на рынке, нарастить объемы, повысить рентабельность и снизить себестоимость выпускаемых комплектующих, продать неиспользуемое имущество.

Срок санации составил семь лет. 29 декабря прошлого года она закончилась. Итоги таковы: предприятие из устойчиво неплатежеспособного стало прибыльным. Объем производства увеличился на 265%, выручка от реализации продукции – на 266%, заработная плата – на 222%, чистая прибыль – на 252%. Полностью погашены долги перед сотрудниками, а также по налогам и другими кредиторами, сохранен коллектив. Поскольку осталась непогашенная часть кредиторской задолженности перед поставщиками и пеня, по решению экономического суда Мозырскому АРЗ был предоставлен еще год для погашения долгов, что предусмотрено законодательством.

– За все время санации не поступило ни одной жалобы ни со стороны коллектива, ни со стороны кредиторов на работу антикризисного управляющего. Это доказывает, что все стороны видели полезность процедуры, а предприятие смогло толково воспользоваться преференциями, которые предоставило государство, – заключила Наталья Сарнавская.

Всё сами!

Глядя на впечатляющие показатели Мозырского авторемонтного завода, сложно поверить, что еще несколько лет назад оно могло закрыться. Секрет успеха оказался прост – упорный труд, слаженный коллектив и вера в свои силы.

– У нас два главных направления: механическая обработка и сварочное производство, – рассказал исполнительный директор Сергей Данченко. – Последнее появилось как раз в период санации: нам не хотелось зацикливаться только на мехобработке. Несмотря на большую конкуренцию на рынке изготовления сварных изделий и металлоконструкций, нам удалось завоевать свою нишу. Участвуем в тендерах на поставку данной продукции, заключаем контракты. Большая часть, кстати, шла на строительство Петриковского горно-обогатительного комбината.

В числе постоянных партнеров – Минский тракторный завод. На конвейер флагмана белорусской промышленности идет большая номенклатура продукции – вал, полуоси, шестерни, рукава и многое другое. Все это устанавливается в машины, которые работают не только на Белорусской земле, но и в России, Пакистане, Афганистане, Венгрии, Болгарии, Польше.

Налажено сотрудничество по производству запчастей для «Беларуськалия» и коммерческих предприятий, которые делают машины для добычи калийных удобрений. На стадии внедрения новое направление – изготовление рам для электрооборудования троллейбусов и трамваев для ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш».

В 2018 году начато производство деталей и узлов на конвейер Петербургского тракторного завода. В 2022-м заключен контракт с Брянским тракторным заводом на изготовление нескольких видов деталей. В перспективе на 2024-й – сотрудничество с российским предприятием «Ярославич».

– Заявок предостаточно – на этот год мы загружены на 100%. Нас просят увеличить объем производства, но пока мы этого сделать не можем: нужно еще обновить оборудование и нанять больше специалистов. К тому же остались долги, которые следует погасить. Хоть мы и получили передышку от кредиторов на время санации, финансовый груз все еще остался, – подчеркнул исполнительный директор.

Рассказывая о том, как проходила процедура восстановления платежеспособности, Сергей Данченко отметил, что первые два года выравнивалась экономическая ситуация, чтобы была возможность выплачивать людям зарплату и вносить регулярные платежи – налоги, за электроэнергию, материалы и инструменты, оперативно рассчитываться с заказчиками. Затем наступило «время производства» – изменение структуры выпускаемой продукции и технологических процессов, освоение новых направлений, заключение контрактов, поиск новых рынков сбыта. Отличительной особенностью выхода из трудного финансового положения стало то, что Мозырский АРЗ сделал это исключительно своими силами, не взяв ни одного кредита и не получив ни копейки инвестиций. Постарался и коллектив: специалисты усердно работали на благо предприятия.

– Время пролетело очень быстро. Санация позволила нам почувствовать уверенность в собственных силах. Теперь предстоит все достигнутые показатели сохранить и, конечно, приумножить. Убежден: у нас все получится, – подытожил исполнительный директор Мозырского АРЗ Сергей Данченко.








Фото автора и предоставлено экономическим судом Гомельской области
Экономика


Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать